:: Рассказы о городе / Роман Сивцов
/ Сабантуй под "Барыню", Или Касимовские заметки о национальном
вопросе ::
Толково-словообразовательный словарь
САБАНТУЙ, м.
1. Народный весенний праздник по завершении весенних полевых работ (у
татар, башкир и других тюркских народов).
2. перен. Разг. Шумное застолье, пирушка.
Касимовским властям явно ближе и понятнее второе определение. А жаль…
"В наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя
национальные границы, став тем самым праздником дружбы. В нем активно
и охотно участвуют другие народы -удмурты, чуваши, русские".
Э.Р. Тенишев, член-корреспондент РАН
Иногда участие настолько активно, что от самого праздника ничего, собственно,
и не остается. Но виноваты в этом лишь "шибко умные" головы
некоторых чиновников.
"Сабантуй -праздник не только весны, но и праздник надежды. Он проводился
на наших землях даже в самые тяжкие времена .Даже в послевоенные годы,
когда люди жили трудно и бедно, Сабантуй отмечался всегда. В эти дни люди
раскрепощались от повседневных тягот и забот, они отдыхали сердцем и душой,
в них раскрывались прекрасные таланты, пробуждалась надежда на будущее".
Р.М.Смаков, зам. председателя Верховного суда РФ
" - Это что за Сабантуй вы здесь устроили? - строго спросил президент
Путин. Стоявшие рядом чиновники оцепенели. Всего на мгновение, пока ни
поняли, что русский просто шутит, рассказы-вая, что в детстве в его сознании
татарское слово "сабантуй" ассоциировалось с беспорядком, который
он и его друзья устраивали в доме в отсутствие родителей. Но это мгновенное
оцепенение дорогого стоило".
Вера Постнова, "Независимая газета", о визите ВВП на Сабантуй
в Казань
Небольшой исторический экскурс
Ну, люблю я тот город, хоть тресни. Поэтому всегда готов ухватиться за
любой повод, чтобы приехать в Касимов. Аура ли у него такая особая, или
еще что-нибудь, но мне то же самое говорили и некоторые знакомые: побывав
однажды в Касимове, хочется возвращаться туда вновь и вновь. Поэтому,
получив приглашение посмотреть на Сабантуй, не раздумывал ни секунды -
еду!
Во время пути судорожно перебирал в памяти, что же я знаю об этом празднике.
Где-то вычитал, что "сабан" означает "яровые", или
в другом значении - "плуг", а "туй" - "свадьба",
"торжество". Таким образом, очень часто это событие так и называют
- праздник плуга, то есть торжество, которое устраивают после весенних
полевых работ. Кстати, в давние времена сабантуй устраивали перед севом,
но впоследствии он объединился с праздником Жыен и передвинулся на более
теплый период. Точную дату празднования никто никогда не определял, поэтому
назначалась она жителями разных регионов по-разному. В связи с этим желающий
хорошенько отдохнуть и "насабантуиться"мог в течение чуть ли
не полутора месяцев разъезжать по стране, справляя праздник по новой в
каждом городе.
Известно также внимание к Сабантую наших президентов. Борис Николаевич
еще в далеком теперь уже 1996 году в Казани, завязав глаза, лихо бил палкой
горшки. В 2000-м в той же Казани Владимир Владимирович боролся на руках
с экс-чемпионкой Казани по армрестлингу (до мужиков, видать, охрана не
допустила), а также весьма ловко доставал ртом из катыка* монеты. Последний
факт наглядно показал некоторым олигархам, что "бабки" прятать
от ВВП бесполезно. Годом позже на Сабантуе в Уфе Путин продемонстрировал
зоркость глаза и твердость руки, застрелив из лука воздушный шарик, и
увез с собой в качестве приза гнедого жеребца.
Таким образом, я ехал с целью наяву увидеть этот удивительный праздник,
ведь именно Касимов считается в Рязанской области особым местом, где к
татарской культуре относятся особо бережно. Ага, как же. Размечтался!
Много хорошо не бывает…
Начнем с того, что праздник проходил не в самом Касимове, а примерно
в 10 км от него, в селе Ахматово. С одной стороны здорово, конечно, выбраться
в выходной из города (хотя Касимов не Рязань, ды-шать там можно без противогаза),
но для многих это стало серьезным препятствием для участия в празднике.
Ну что ж, Ахматово так Ахматово. Народу там есть где разгуляться, да и
село это Касимову практически ровесником является - здесь ведь все историей
"пропахло". Выбравшись из машины, я направился к месту проведения
торжества.
Кстати, в этом году, что на Сабантуе в Москве, что в Казани местными властями
принято решение не торговать спиртными напитками. Вообще. И даже любителям
пива предложено удовлетвориться безалкогольными "аналогами".
Сабантуй же касимовский порадовал меня предлагаемым с лотков ассортиментом:
все, что душе угодно, вплоть до водки в розлив, на празднике продавалось
совершенно спокойно. А так как лица в основном попадались мне навстречу
однозначно славянские, было понятно: запре-ти продажу, все равно привезли
бы с собой. Кстати, ни одного сильно пьяного видно не было, разве что
попалось несколько граждан слегка навеселе, так ведь праздник же!
Прошло несколько минут, и я уже начал задаваться вопросом: а где, собственно,
Сабантуй-то? А вы-рвавшаяся из динамиков у сцены и сильно врезавшая по
ушам до боли знакомая "Барыня, барыня, сударыня-барыня" и вовсе
поставила меня в тупик. И только бутылка "Жигулевского" и общение
с местными жителями хоть что-то, наконец, прояснили.
Оказалось, что кроме Сабантуя, здесь одновременно празднуется еще и свежеизобретенный
праздник со странным названием: то ли "Русская березка", то
ли просто "Березка",причем значения и смысла данного торжества
не понимал никто из присутствующих. В качестве "родителей" этого
псевдославянского мероприятия мне назвали районную администрацию.
Неразрешимые противоречия в головах
Зачем? На этот вопрос мне ответа так никто и не дал. А действительно,
зачем к празднику, имеющему многовековую историю, примешивать еще что-то?
Ну, отпраздновали бы заодно непонятный День не-зависимости, что ли. Что
с того, что смысла в нем еще меньше, чем в "березке", зато высочайшим
ука-зом утвержден. К чему еще за уши притягивать нечто балалаечно-матрешечное
и проводить в один день с Сабантуем? Почему не дать отпраздновать касимовским
татарам свой праздник так, как они считают нужным? Лично для меня наиболее
вероятный ответ один: кому-то в районной администрации до свербения в
насиженном рабочем органе не дает покоя пресловутый Национальный Вопрос.
Пелевин писал это, правда, о геополитике, но и национальный вопрос, я
думаю, проистекает также исключительно из-за неразрешимых противоречий
между левым и правым полушарием, возникающих в некоторых головах. Но до
какой же степени должны были дойти эти противоречия, чтобы напугаться
мирного праздника? Ответ может дать только психиатр.
Меня вряд ли можно причислить к друзьям районного главы Лукашкина, но
надо отдать ему должное: во многом именно стараниями Владимира Ермолаевича
старинный праздник Сабантуй был "реанимирован", и проводится
вот уже в седьмой раз. Но в предыдущие торжества почему-то до сих пор
никто не додумался добавить "березовую" струю. Хочется верить,
что эксперимент этого года будет признан неудачным, и следующим летом
люди смогут увидеть настоящий сабантуй во всем его великолепии. Главное
в любом праздничном мероприятии - атмосфера, тот дух, который витает над
собравшимися. А если выдумаете, что достаточно хлопнуть стакан, и праздник
уже удался, то вы попросту не видели праздников настоящих. Что же осталось
на этом мероприятии от исторического Сабантуя? Бои на мешках, которые
могли посмотреть лишь стоявшие вплотную к участникам зрители, штурм гладкого
столба с целью добыть вожделенный приз, перетягивание палки - соревнования
для сабантуя традиционные. Однако слышать при этом со сцены куплеты звонкоголосой
дамы о том, что у нее "первый муж краси-вый был грузин" было
несколько странно. Но, возможно, таким образом организаторы хотели отдать
должное всем нациям, проживающим в касимовском районе, дабы никому обидно
не было? Не знаю. Но больше, чем эти куплеты, празднику соответствовали
футболисты, гоняющие мяч по полю почти в полном отсутствии зрителей, да
еще показательные выступления ребят из Касимовской Федерации рукопашного
боя и традиционного карате. Последние, кстати, добились в своем деле фантастических
успехов, но их достижения - это повод для отдельной статьи.
А из проявлений собственно татарской культуры на празднике я увидел только
девочку, старательно певшую по бумажке "Ты ж еще молодой" в
национальном переводе. Нечего сказать, достойный шедевр. Что, кроме попсовой
подделки, и спеть было нечего? С трудом верится.
Однако судя по довольному выражению лица господина Лукашкина, происходящее
было ему по нраву. Потусовавшись некоторое время рядом со сценой, Владимир
Ермолаевич удалился в закрытый павильончик выпить да закусить. Что ж,
дело хорошее. Через некоторое время и я последовал его примеру, так до
конца и не разобравшись - на каком же все-таки празднике я присутствую?
В конце концов, решил: это все же День независимости, причем независимости
местных чиновников от культуры вообще.
А касимовские татары все-таки отпраздновали в этот день Сабантуй
так, как они считали нужным. И к этому празднику районные власти, к счастью,
не имели никакого отношения.
Роман СИВЦОВ, "Новая газета" специально для "Мещерской
нови"
P.S. Кстати, в этом году Сабантуй празднуют даже в Канаде .Но думается,
если "глава муници-пального образования Торонтовский район"
вознамерится одновременно и на том же месте провести праздник "Канадская
березка", то он быстро поменяет свое кресло на уютную палату в тихой
лечебнице. Наверное, после выхода этой статьи многие жители Касимова захотят
выразить свою точку зрения на прошедший праздник, разительно от моей отличающуюся.
Поздравляю, те-перь у вас есть газета, открытая для любых мнений.
* Традиционный кисломолочный продукт. |