На главную страницу...

информационный ресурс города и района

о городе о районе фотографии справочники план-схема гостевая форум

:: Рассказы о городе / Роман Сивцов / Сабантуй под "Барыню", Или Касимовские заметки о национальном вопросе ::

Толково-словообразовательный словарь
САБАНТУЙ, м.
1. Народный весенний праздник по завершении весенних полевых работ (у татар, башкир и других тюркских народов).
2. перен. Разг. Шумное застолье, пирушка.
Касимовским властям явно ближе и понятнее второе определение. А жаль…

"В наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы, став тем самым праздником дружбы. В нем активно и охотно участвуют другие народы -удмурты, чуваши, русские".
Э.Р. Тенишев, член-корреспондент РАН
Иногда участие настолько активно, что от самого праздника ничего, собственно, и не остается. Но виноваты в этом лишь "шибко умные" головы некоторых чиновников.

"Сабантуй -праздник не только весны, но и праздник надежды. Он проводился на наших землях даже в самые тяжкие времена .Даже в послевоенные годы, когда люди жили трудно и бедно, Сабантуй отмечался всегда. В эти дни люди раскрепощались от повседневных тягот и забот, они отдыхали сердцем и душой, в них раскрывались прекрасные таланты, пробуждалась надежда на будущее".
Р.М.Смаков, зам. председателя Верховного суда РФ

" - Это что за Сабантуй вы здесь устроили? - строго спросил президент Путин. Стоявшие рядом чиновники оцепенели. Всего на мгновение, пока ни поняли, что русский просто шутит, рассказы-вая, что в детстве в его сознании татарское слово "сабантуй" ассоциировалось с беспорядком, который он и его друзья устраивали в доме в отсутствие родителей. Но это мгновенное оцепенение дорогого стоило".
Вера Постнова, "Независимая газета", о визите ВВП на Сабантуй в Казань

Небольшой исторический экскурс

Ну, люблю я тот город, хоть тресни. Поэтому всегда готов ухватиться за любой повод, чтобы приехать в Касимов. Аура ли у него такая особая, или еще что-нибудь, но мне то же самое говорили и некоторые знакомые: побывав однажды в Касимове, хочется возвращаться туда вновь и вновь. Поэтому, получив приглашение посмотреть на Сабантуй, не раздумывал ни секунды - еду!
Во время пути судорожно перебирал в памяти, что же я знаю об этом празднике. Где-то вычитал, что "сабан" означает "яровые", или в другом значении - "плуг", а "туй" - "свадьба", "торжество". Таким образом, очень часто это событие так и называют - праздник плуга, то есть торжество, которое устраивают после весенних полевых работ. Кстати, в давние времена сабантуй устраивали перед севом, но впоследствии он объединился с праздником Жыен и передвинулся на более теплый период. Точную дату празднования никто никогда не определял, поэтому назначалась она жителями разных регионов по-разному. В связи с этим желающий хорошенько отдохнуть и "насабантуиться"мог в течение чуть ли не полутора месяцев разъезжать по стране, справляя праздник по новой в каждом городе.
Известно также внимание к Сабантую наших президентов. Борис Николаевич еще в далеком теперь уже 1996 году в Казани, завязав глаза, лихо бил палкой горшки. В 2000-м в той же Казани Владимир Владимирович боролся на руках с экс-чемпионкой Казани по армрестлингу (до мужиков, видать, охрана не допустила), а также весьма ловко доставал ртом из катыка* монеты. Последний факт наглядно показал некоторым олигархам, что "бабки" прятать от ВВП бесполезно. Годом позже на Сабантуе в Уфе Путин продемонстрировал зоркость глаза и твердость руки, застрелив из лука воздушный шарик, и увез с собой в качестве приза гнедого жеребца.
Таким образом, я ехал с целью наяву увидеть этот удивительный праздник, ведь именно Касимов считается в Рязанской области особым местом, где к татарской культуре относятся особо бережно. Ага, как же. Размечтался!

Много хорошо не бывает…

Начнем с того, что праздник проходил не в самом Касимове, а примерно в 10 км от него, в селе Ахматово. С одной стороны здорово, конечно, выбраться в выходной из города (хотя Касимов не Рязань, ды-шать там можно без противогаза), но для многих это стало серьезным препятствием для участия в празднике.
Ну что ж, Ахматово так Ахматово. Народу там есть где разгуляться, да и село это Касимову практически ровесником является - здесь ведь все историей "пропахло". Выбравшись из машины, я направился к месту проведения торжества.
Кстати, в этом году, что на Сабантуе в Москве, что в Казани местными властями принято решение не торговать спиртными напитками. Вообще. И даже любителям пива предложено удовлетвориться безалкогольными "аналогами". Сабантуй же касимовский порадовал меня предлагаемым с лотков ассортиментом: все, что душе угодно, вплоть до водки в розлив, на празднике продавалось совершенно спокойно. А так как лица в основном попадались мне навстречу однозначно славянские, было понятно: запре-ти продажу, все равно привезли бы с собой. Кстати, ни одного сильно пьяного видно не было, разве что попалось несколько граждан слегка навеселе, так ведь праздник же!
Прошло несколько минут, и я уже начал задаваться вопросом: а где, собственно, Сабантуй-то? А вы-рвавшаяся из динамиков у сцены и сильно врезавшая по ушам до боли знакомая "Барыня, барыня, сударыня-барыня" и вовсе поставила меня в тупик. И только бутылка "Жигулевского" и общение с местными жителями хоть что-то, наконец, прояснили.
Оказалось, что кроме Сабантуя, здесь одновременно празднуется еще и свежеизобретенный праздник со странным названием: то ли "Русская березка", то ли просто "Березка",причем значения и смысла данного торжества не понимал никто из присутствующих. В качестве "родителей" этого псевдославянского мероприятия мне назвали районную администрацию.

Неразрешимые противоречия в головах

Зачем? На этот вопрос мне ответа так никто и не дал. А действительно, зачем к празднику, имеющему многовековую историю, примешивать еще что-то? Ну, отпраздновали бы заодно непонятный День не-зависимости, что ли. Что с того, что смысла в нем еще меньше, чем в "березке", зато высочайшим ука-зом утвержден. К чему еще за уши притягивать нечто балалаечно-матрешечное и проводить в один день с Сабантуем? Почему не дать отпраздновать касимовским татарам свой праздник так, как они считают нужным? Лично для меня наиболее вероятный ответ один: кому-то в районной администрации до свербения в насиженном рабочем органе не дает покоя пресловутый Национальный Вопрос. Пелевин писал это, правда, о геополитике, но и национальный вопрос, я думаю, проистекает также исключительно из-за неразрешимых противоречий между левым и правым полушарием, возникающих в некоторых головах. Но до какой же степени должны были дойти эти противоречия, чтобы напугаться мирного праздника? Ответ может дать только психиатр.
Меня вряд ли можно причислить к друзьям районного главы Лукашкина, но надо отдать ему должное: во многом именно стараниями Владимира Ермолаевича старинный праздник Сабантуй был "реанимирован", и проводится вот уже в седьмой раз. Но в предыдущие торжества почему-то до сих пор никто не додумался добавить "березовую" струю. Хочется верить, что эксперимент этого года будет признан неудачным, и следующим летом люди смогут увидеть настоящий сабантуй во всем его великолепии. Главное в любом праздничном мероприятии - атмосфера, тот дух, который витает над собравшимися. А если выдумаете, что достаточно хлопнуть стакан, и праздник уже удался, то вы попросту не видели праздников настоящих. Что же осталось на этом мероприятии от исторического Сабантуя? Бои на мешках, которые могли посмотреть лишь стоявшие вплотную к участникам зрители, штурм гладкого столба с целью добыть вожделенный приз, перетягивание палки - соревнования для сабантуя традиционные. Однако слышать при этом со сцены куплеты звонкоголосой дамы о том, что у нее "первый муж краси-вый был грузин" было несколько странно. Но, возможно, таким образом организаторы хотели отдать должное всем нациям, проживающим в касимовском районе, дабы никому обидно не было? Не знаю. Но больше, чем эти куплеты, празднику соответствовали футболисты, гоняющие мяч по полю почти в полном отсутствии зрителей, да еще показательные выступления ребят из Касимовской Федерации рукопашного боя и традиционного карате. Последние, кстати, добились в своем деле фантастических успехов, но их достижения - это повод для отдельной статьи.
А из проявлений собственно татарской культуры на празднике я увидел только девочку, старательно певшую по бумажке "Ты ж еще молодой" в национальном переводе. Нечего сказать, достойный шедевр. Что, кроме попсовой подделки, и спеть было нечего? С трудом верится.
Однако судя по довольному выражению лица господина Лукашкина, происходящее было ему по нраву. Потусовавшись некоторое время рядом со сценой, Владимир Ермолаевич удалился в закрытый павильончик выпить да закусить. Что ж, дело хорошее. Через некоторое время и я последовал его примеру, так до конца и не разобравшись - на каком же все-таки празднике я присутствую? В конце концов, решил: это все же День независимости, причем независимости местных чиновников от культуры вообще.

А касимовские татары все-таки отпраздновали в этот день Сабантуй так, как они считали нужным. И к этому празднику районные власти, к счастью, не имели никакого отношения.

Роман СИВЦОВ, "Новая газета" специально для "Мещерской нови"

P.S. Кстати, в этом году Сабантуй празднуют даже в Канаде .Но думается, если "глава муници-пального образования Торонтовский район" вознамерится одновременно и на том же месте провести праздник "Канадская березка", то он быстро поменяет свое кресло на уютную палату в тихой лечебнице. Наверное, после выхода этой статьи многие жители Касимова захотят выразить свою точку зрения на прошедший праздник, разительно от моей отличающуюся. Поздравляю, те-перь у вас есть газета, открытая для любых мнений.

* Традиционный кисломолочный продукт.

о городе о районе фотографии справочники план-схема гостевая форум

©Проект дизайн-студии Александра Благодерова, г. Касимов, 1999-2004
тел.: 8-910-9087294, 8-09131-43654. e-mail:admin@kasimov.ru

Hosted by uCoz